Прожиточный
минимум композитора
Великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова на вопрос о том, трудно ли писать стихи, улыбнувшись, сказала: «А что ж трудного, когда диктуют!»
От многих мастеров мы слышали, что техника – это не главное. Да, техника не главное. Но только когда она уже есть.
Сильный композитор может позволить себе нарушить правила гармонии для решения художественной задачи – то септиму вверх двинет, то все голоса пустит в одну сторону, словно табун лошадей, да еще с параллельными квинтами и октавами, то разрешит аккорд так причудливо, что не опишешь это ни в одном учебнике теории. Поразмыслив, авторы пришли к неоригинальному выводу – поскольку музыка первична, а теория вторична, мы имеем не нарушения композиторов, отнюдь. Мы имеем классическую неполноту теории. Всё просто: если композитор беспомощный, получится гадость. Ежели умелый – теоретики лет через пятьдесят будут ломать голову над тем, как это место объяснить.
Открыв ноты признанных мастеров, вы с несказанным удивлением обнаружите, что большинство композиторов минимум дважды на одной странице нарушают что-либо из заданных учебником по гармонии канонов. Но надо не забывать, что делают они это сознательно. Это не ошибки – ошибаются ученики в школах, училищах и консерваториях! И как же разительно отличаются ученические ошибки, элементарное не владение техникой от таких задуманных нарушений!
Коротенько изложить весь курс гармонии и композиции в этой книге авторам не удастся, да и нет такой задачи, но напомнить основные правила формирования аккордов и голосоведения – задача вполне подъемная. Составим «необходимые и достаточные» правила для написания благозвучно звучащих произведений с полноценной фактурой – этакий «прожиточный минимум». Ограничиваться им, конечно же, не следует – это все равно что жить на хлебе и воде, но, дорогой читатель, все предстоящие вкусности вы откроете для себя самостоятельно.
Но об этом позже, а пока вот он –
Начинать учиться хоровому письму лучше сразу с четырехголосия. На нотном листе сцепите две линейки прямоугольной акколадой, на верхней нарисуйте скрипичный, а на нижней – басовый ключи.
Перед нами нотный стан смешанного хора, чем-то напоминающий купе поезда – на верхней полке расположились женщины – сопрано и альты («тсс, мне кажется, на четырнадцатой полке что-то пьют!» © «В джазе только девушки»), внизу мужики – тенора и басы – режутся в карты. ♥ ♦ ♣ ♠
Простейший в этой жизни аккорд – трезвучие. С него и начнем.
В трезвучии, как это понятно из названия самого слова, нот три, а голосов четыре – с лишним голосом надо что-то делать… что? Вот опытные товарищи правильно подсказывают: надо его удвоить. Какую ноту будем удваивать? Теперь пойдут правила, запоминайте:
В трезвучии чаще всего удваивается прима. Гораздо реже (только если с примой не сладилось) – квинта. И лишь в особо оговоренных случаях (таких как прерванный оборот, аккорд второй ступени перед кадансом, наконец, шагающий по ступеням трезвучия бас) – терция.
Правила, в конечном итоге, существуют для того, чтобы их нарушать. Однажды, будучи маститым монстром композиции, Вы ощутите смутное чувство, которое вдруг оформится такими словами: «А фиг вам тут будет прима! Терцию не хотите ли?!» Вдобавок помашете увесистой дулей и будете абсолютно правы – значит вы готовы проторить свой путь, преодолевая сопротивление среды. Но чтобы иметь моральное право так поступать, правила должны впитаться в плоть и кровь. Поэтому давайте договоримся – пока мы учимся, ВСЕ ПРАВИЛА соблюдаются НЕУКОСНИТЕЛЬНО.
Итак, трезвучие с удвоенной примой. В каком голосе удваивать приму? Конечно в басу. Этот голос как будто самой природой предназначен, чтобы трубить основной тон. Бас вообще несколько противопоставляется остальным голосам, но об этом чуть позже.
А с кем удваивать? Да все равно… ну хотя бы с тенорами. Нарисуем аккорд – аккуратно, нотку под ноткой, у басов и альтов штили вниз, у теноров и сопрано вверх. В какой тональности вы спрашиваете? Как, в какой? В до мажоре, конечно.
Вот он, крепенький как малосольный огурчик, мажорненький, пупыристый, альты звенят терцией, тенора старательно строят купол, слушают ровное звучание сопрано и все вместе опираются на мощный басовый фундамент…
Такая уж практика сложилась в преподавании гармонии – знаки рисовать лень, и все примеры дают в до мажоре. Даже анекдот есть про студента, который не смог найти субдоминанту к фа мажору. Приятель ему говорит: «Ты что, дурак? Не знаешь, что фа мажор это и есть субдоминанта?!»
Кстати о субдоминанте. Пусть наш аккорд будет тоникой, переведем ее в субдоминанту. (Случайно написалось – тоником. А это мысль! Мы ведем в субдоминанту тонику, запивая это дело джином с тоником). Бас, ясное дело, скачет в IV ступень, женские голоса лениво переваливаются в соседние ноты, а тенор, смотрите, остался на месте. (Принципом экономии движения нам надо овладеть, чтобы добиться плавного голосоведения – неоправданных скачков быть не должно. Но до чего ж красивы скачки подготовленные!). Прима нового аккорда снова удвоена, удвоение в альтах и басах.
Такое соединение аккордов, при котором есть голоса, остающиеся на своих местах (в нашем случае – тенор), называется гармоническим.
Раз уж зашла речь о субдоминанте, продолжим наш пример и перейдем в доминанту. Интервал между субдоминантой и доминантой – IV и V ступенями – секунда, а при движении на секунду трезвучия гармонически соединить не удастся – нет общих нот. Соединение аккордов, когда с насиженных мест снимаются все голоса, называется мелодическим.
Опять тот же принцип экономии движения: перемещаемся в ближайшие ноты нужного нам аккорда. Бас движется на секунду вверх, в основной тон аккорда, а остальные три голоса – вниз. Из этих трех голосов два идут на секунду и один – на терцию.
Повторимся, соседние (отстоящие друг от друга на секунду) аккорды соединяются мелодически. Помните, мы говорили о противопоставлении баса остальным голосам? Пожалуйста, как раз тот случай. Бас и остальные голоса идут в противоположные стороны: либо бегут друг другу навстречу, либо расходятся, повернувшись спинами, как противники на дуэли.
Мы познакомились с вами с гармоническим и мелодическим соединением аккордов (Алиса, это Пудинг. Пудинг, это Алиса. Унесите Пудинг). Но не будем оставлять наш пример незаконченным и разрешим доминанту в тонику. Общая нота у аккордов есть – соль у сопрано – поэтому соединение снова гармоническое.
Поиграйте на фортепьяно этот пример, пощупайте аккорды и переходы между ними (примеры и задачи лучше решать без инструмента, но по окончании стоит проверить себя). Клиросная братия тут же узнает получившуюся у нас гармоническую последовательность – в церкви ее можно услышать часто, например со словами: «Тебе, Господи».
О разрешении аккордов
Иоганн Себастьян Бах любил засыпать под музыку и заставлял играть сына на ночь, а сынок этого не любил… И как-то раз, услышав, что папа-Бах начал мирно посапывать, сын-Бах бросил игру и, не завершив фразы, убежал. Иоганн наш Себастьян ворочался-ворочался, затем вскочил, подбежал к клавесину, яростно взял брошенный аккорд, разрешил его, снова лег в постель и тут же уснул удовлетворенный.
Еще проще соединить наш аккорд с трезвучиями третьей или шестой ступени – у соединяемых аккордов есть две общие ноты, которые трогать и не надо, бас идет в приму, а оставшийся голос смещается на секунду.
Мы прошлись по всем ступеням кроме II и VII.
Со второй ступенью соединение мелодическое. Нарисуем его, а заодно выпишем соединения аккорда с родственными аккордами.
Неохваченной осталась VII ступень. Но в мажоре на седьмой ступени уменьшенное трезвучие, а это, как писали Стругацкие, совсем другая история.
О родственных аккордах
Само это понятие – родственные аккорды, степени родства, наводит на мысль прикинуть, кто же кем кому является.
Очевидно, доминанта по отношению к тонике – мать, субдоминанта – дочь. Двойная доминанта – бабушка, встречается и внучка – двойная субдоминанта – хотя этот термин не очень принят в музыковедческом кругу.
Параллельная тональность, надо полагать, – муж. У него тоже есть мать, соответственно – свекровь по отношению к тонике.
Занятная картина получается. Вот, например народная песня «В темном лесе» приобретает неожиданный смысл: попробовали с мужем жить у свекрови, не получилось, вернулись к маме. И так 12 раз – по числу куплетов.
Она (I),
ее мать (V), муж (VI), свекровь (III), муж, мать, она, мать,
она
Вопросы для самопроверки
1. Сколько джина с тоником вы выпили, и в какой момент он закончился?
2. Решите ребус: «Ми-бемоль твою доминанту».
Кажется, пока не было ничего сложного. Если все понятно, новая задачка не вызовет затруднений. Решайте, используя только трезвучия. Мы знаем, что вы знаете про секстаккорды и септаккорды, но потерпите, дойдет очередь и до них. Следите, чтобы ни одна из нот аккорда не была пропущена, и один из голосов удваивал основной тон, который поет бас. Не забывайте про принцип экономии движения – если какой-то голос может остаться на своем месте, то и пусть там стоит, а голоса, которые вынуждены переместиться, нащупывают ближайшие ноты следующего аккорда и закатываются в них, словно шар в лузу.
…Наконец дали третий звонок. С двух сторон
на сцену повалил хор и выстроился на станках позади оркестра. Хор поразил Вовку
своей численностью — человек сто, не меньше. Станков всем не хватило, певцы
стояли еще и по бокам, сбившись в кучу. «Наверное, это и называется тесным
расположением голосов», — подумал Вовка…
Б. Тараканов, А. Федоров «Колесо в заброшенном парке»
Опять пойдут правила.
Тесным расположением голосов называется вовсе не толпа певцов, сбившихся в кучу, а аккорд, при котором интервалы между верхними хоровыми партиями – сопрано, альтом и тенором – меньше квинты. А именно, терции и кварты. В зависимости от того, какая нота в мелодии (у сопрано), различают аккорды в положении примы, терции, квинты.
И опять надо упомянуть о противопоставлении баса остальным голосам – строго регламентированы интервалы между верхними тремя голосами, а положение баса не оговаривается, басы с тенорами могут петь в унисон, а могут разбежаться больше, чем на октаву.
Аналогично, широким расположением голосов называется аккорд, при котором интервалы между верхними хоровыми партиями больше кварты. А именно, квинты и сексты. В отличие от тесного расположения, где аккордовые ноты в трех верхних голосах идут подряд, в широком они как бы перескакивают через одну ноту.
В приведенном примере аккорды даны в положениях терции, квинты и примы соответственно.
При решении задач сразу привыкайте представлять, как это будет звучать в хоре, не забывайте о тесситурных возможностях каждой партии, чтобы не было такого:
Теория допускает такой аккорд, и даже спеть его можно, но это же издевательство, по другому не назовешь.
В трезвучиях возможны либо широкое, либо тесное положение голосов – третьего не дано, поскольку нельзя разрывать верхние три голоса больше чем на октаву.
Да, чуть не забыли, как у вас с задачкой? Справились? Вот ответ, проверьте. Эта задача в отличие от многих других задач, которые нам придется решать, имеет единственное решение, разночтений быть не может.
Как видите, вся она записана в тесном расположении голосов, поскольку мы соблюдали принцип экономии движения. Вот еще одна закономерность: расположение аккордов остается прежним, если не нарушать этот нехитрый принцип. Вы в этом легко убедитесь, если решите ту же задачу, взяв первый аккорд в широком расположении голосов:
Но все время экономить свои движения слишком скучно, а музыка, как любой молодой растущий организм хочет бегать и скакать, ей противны тягомотина и застой, образующийся в средних голосах.
Кстати, гармоническое соединение аккордов в кварто-квинтовом и терцовом отношении не единственно возможное. Можно их соединять и мелодически, хотя звучать хор станет резче. Но помните, при мелодическом соединении аккордов нельзя, чтобы все голоса двигались в одном направлении – хотя бы один голос пустите навстречу.
На выдержанной гармонии можно поменять расположение голосов на ступенях аккорда. Повторяющуюся гармонию можно взять в новом положении мелодии.
Наконец, существуют скачки. Однако будьте осторожны! Скачки – дело рискованное.
Да, не удивляйтесь. При скачках в музыке легко покалечиться.
Вспомните, как вы ходите по лестнице. Подряд идти по ступенькам или перескочить через ступеньку не сложно. Через две – уже надо постараться. Но не каждый рискнет сигануть через три ступеньки и больше, а если рискнет, то долго будет готовиться к прыжку, а прыгнув, посидит, переведет дух и уж конечно не станет сразу же прыгать снова.
В музыке примерно та же ситуация. Секунда и терция – это все рядом, по ним легко и удобно бегать. Но начиная с кварты, чем дальше, тем больше надо быть внимательным. Прыгающему голосу ничто не должно мешать: лучше, если остальные голоса в этот момент будут малоподвижны, да и сам прыгун перед стартом не должен суетиться. Но главное, после скачка голос должен сделать плавное движение в обратную сторону, это называется заполнение скачка.
Простите за пространное самоцитирование, но вот пример, как нельзя лучше иллюстрирующий сказанное.
Отец сегодня отправил спать Антонио пораньше, и тот, поцеловав отца,
послушно отправился в свою комнату. Спальни и отцовский кабинет располагались
на втором этаже старого венецианского дома. Наверх, в комнату Антонио, вела
деревянная лестница с крепкими, хорошо потертыми перилами. Стоптанные ступеньки
чуть поскрипывали под ногами.
Но не скрип слышал Антонио, когда шел по лестнице. Ступени были для
него нотами — от нижней «до» до верхней «фа» — всего одиннадцать. Немного, но
для Антонио их было больше чем достаточно. Он никогда не ходил по лестнице
просто так — что может быть интересного в обычной гамме? Но всегда
останавливался на одних ступеньках, перескакивал через другие, возвращался,
быстро пробегал — так, чтобы получалась какая-нибудь мелодия, каждый раз новая.
Мелодии были самые разные — быстрые, медленные, веселые и грустные — в
зависимости от настроения Антонио.
Сам ли он придумал эту игру, или отец, когда объяснял ему ступени и
интервалы, привел для наглядности пример с лестницей, Антонио не помнил —
слишком давно это было. Но игра на лестнице никогда не надоедала ему. Даже если
он очень торопился и терциями скакал через ступеньку, все равно не забывал
перед последней нотой сделать коротенькую трельку ногами. Зато потом ему не
составило труда разобраться с ножной клавиатурой, когда он стал учиться игре на
органе. Антонио всегда с улыбкой вспоминал, как Карло Тортора в первый раз
усадил его за этот инструмент: «Не бойся, малыш. Орган — это тот же клавесин,
только все время сопит…»
А вот большие интервалы и скачки давались Антонио на лестнице с трудом
— здесь это были действительно скачки с риском свернуть шею. После нескольких
неудачных мелодических построений отец строго-настрого запретил ему брать на
лестнице интервалы больше кварты и порекомендовал использовать плавное
голосоведение. Потирая ушибленные бока и шишку на лбу, Антонио тут же
согласился и не сильно потом огорчался потерей — даже и теперь запас мелодий у
лестницы был неограничен.
Б. Тараканов, А. Федоров «Колесо в заброшенном парке»
Друзья! Чтобы не было
мучительно больно за бессмысленно спетые хором ноты, чтобы средние голоса были
вам благодарны, чтобы певцы не засыпали, топчась на двух-трех без конца
повторяющихся нотах, в паузах проклиная автора, умоляем вас, разнообразьте,
РАЗНООБРАЗЬТЕ ФАКТУРУ!
И практика, практика, практика… «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет» – эта любимая цитата Владимира Ильича Ленина из «Фауста» здесь будет как нельзя более уместна. Порешайте задачи – как с заданным басом, так и с мелодией. Вы их найдете в любом учебнике гармонии.
Привыкайте заботиться о певцах с самого начала обучения, даже выполняя упражнения. Решив задачу, спойте каждый голос – комфортно ли альтам, не давятся ли тенора? Помедлите минутку в тишине, почувствуйте послевкусие.
И будьте экономны в средствах, избегайте музыкальных излишеств – этакой бренчащей болтовни ни о чем. Не забывайте, дорогие хормейстеры, что то, что вы напишете, вам же и разучивать с хором, подумайте об этом.
А мы с вашего позволение двинемся дальше, конспективно перечислив правила, о которых надо не забывать при решении задач.
N Запрещены параллельные октавы и квинты.
N Все голоса не могут идти в одну сторону – должно наблюдаться либо встречное движение, либо хотя бы один голос должен остаться на месте.
N Запрещено перекрещивание голосов.
N Разрыв между верхними тремя голосами не может превышать октавы.
N Пока воздержимся от ходов на уменьшенные и увеличенные интервалы.
N Скачки заполняются плавным движением в противоположную сторону.
N Гармония через тактовую черту не переносится – со взятой на последнюю долю гармонии нельзя начинать следующий такт.
Еще одна часто встречающаяся опечатка. Первое обращение трезвучия называется секстаккордом. Как видите, с сексом ничего общего. Хотя… Басы, если постараются, могут взять свою терцию так эротично, что женские партии будут млеть от восторга. J
Итак, бас находится на терции, а остальные голоса? Остальные три голоса располагаются на оставшихся нотах аккорда, причем, довольно свободно. Это могут быть как две примы и квинта, так и две квинты и прима. При разговоре о секстаккордах часто теряет смысл понятие тесного и широкого расположения – интервалы между верхними тремя голосами могут варьироваться, лишь бы не превышали октавы. А именно возможны комбинации из прим, кварт, квинт, октав. Вот, кажется, полный список возможных секстаккордов до мажора с учетом тесситурных возможностей хора (если что пропустили, компетентные товарищи нас поправят).
И вот что важно. Такая свобода в расположении голосов делает секстаккорд очень полезной штукой. Он не так основателен, как тоническое трезвучие, поэтому не используется в начале и конце музыкального периода, но незаменим при связках, переходе от широкого к тесному расположению и обратно.
тесное 6 широкое 6
тесное
Секстаккорды могут идти последовательно, нанизываясь друг на друга. Но следите за соблюдением правил, особенно в средних голосах. Всякие параллельные квинты, октавы и прочая нечисть так и норовят выскочить.
Что любопытно,
параллельные квинты запрещены, а параллельные кварты – нет, и этим надо
пользоваться. Если вы уперлись в параллельную квинту, подумайте, нельзя ли поменять
голоса местами так, чтобы получилось ее обращение – кварта.
Квартсекстаккорд это второе обращение трезвучия, то есть аккорд, построенный на квинте. Квинта в нем и удваивается.
Не спрашивайте, почему такое название – в исторически сложившихся названиях аккордов логика иногда хромает: если это квартсекстаккорд, то почему аккорд из предыдущей главы не терцсекстаккорд, а просто секстаккорд?
По видимому, название призвано подчеркивать наиболее характерное в аккорде, а именно, кварту, на которую он «опирается».
Используется он редко, но метко.
В окончании музыкальной фразы, называемой кадансом (каденцией), квартсекстаккорд очень удобно перевести в доминанту. Такой аккорд называется кадансовым. Аккорд этот играет в кадансе важную роль, ведь для его обозначения даже специальная буква придумана – «К».
Второй (и последний) случай использования квартсекстаккорда в классической школе гармонии – в качестве проходящего или вспомогательного.
Как видите, квартсекстаккорд появляется на слабую долю и тут же исчезает, словно композитор стремится как можно быстрее от него избавиться. Какой квартсекстаккорд? Не знаем мы никакого квартсекстаккорда… Дальше, дальше!…
Я стою перед вами весь изящный и
тоненький,
весь изящный и тоненький перед вами стою.
Доминантсептаккорд разрешается в тонику,
разрешается в тонику - я на этом стою,
я встаю, одеваюсь, хватаюсь за выступы,
весь изящный и выспренний я с постели встаю,
я листаю гармонию, я гармонию лИстаю,
листаЮ я гармонию, листаЮ, листаЮ.
Полистаю ли Листа я по лесам все по лиственным,
под листом то под лиственным Листа я листаЮ,
устаю ли я, выстою ль среди жизненных выстрелов?
я от жизненных выстрелов устаю, устаю...
Я стою перед вами весь изящный и тоненький,
весь изящный и тоненький как безмолвный укор...
Доминантсептаккорд разрешается в тонику.
Разрешается в тонику доминантсептаккорд.
Стишок из стенгазеты
одного музыкального училища.
У септаккорда, обозначаемого семеркой, три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.
Все интервалы в этих неповоротливых названиях аккордов указывают на то, какое положение по отношению к нижней ноте занимают септима (самая характерная ступень аккорда) и основной тон.
Так в квинтсекстаккорде на квинте находится седьмая ступень, на сексте – основной тон:
В терцквартаккорде на терции находится седьмая ступень, на кварте – основной тон:
Секундаккорд правильней бы называть примсекундаккордом - на приме находится седьмая ступень, на секунде – основной тон, то есть он строится прямо на септиме и в отличие от остальных обращений, которые разрешаются в трезвучие, он разрешается в секстаккорд:
Итак, доминантсептаккорд (а это были его обращения) разрешается в тонику:
Но в музыке, как впрочем и в жизни, не все так просто. Бывает ведь, что мужик вместо того, чтобы идти домой к жене, возьмет да и завернет к друзьям выпить пивка. Эту непростую жизненную коллизию как раз иллюстрирует прерванный оборот J. Как витязь на распутье постоял доминантсептаккорд в нерешительности, да и нырк вместо тоники в шестую ступень:
Тут как раз появляется удвоение терции. Обратите внимание, удвоение терции в прерванном обороте не нарушение, а норма. Наоборот, надо исхитриться, чтобы удвоить приму и не напороться при этом на параллельные квинты:
Впрочем, вышесказанное относится только к мажору. В миноре терцию удвоить в любом случае придется, иначе не избежать неопрятного хода в увеличенную секунду: