Борис Тараканов "ПОРА НАМ В ОПЕРУ!" Минувший сезон культурной жизни Москвы прошел, как известно, под знаком оперы. Одни только "Аиды" в Большом, "Геликон-опера" и по телевидению (лубочная экранизация 50-х годов с божественно красивой Софи Лорен, старательно разевающей рот под Ренату Тебальди) требуют отдельных пухлых статей в отдельных не менее пухлых изданиях. Я уже не говорю о неоправданно утяжеленных "Отелло" и "Эрнани" у Станиславского и Немировича-Данченко или о новых камерных решениях в подвале на Соколе у Бориса Покровского. Однако без перегибов не обошлось и здесь. Взять хотя бы наш ну о-о-очень "Большой". Настолько "Большой", что в "Севильском цирюльнике" в кармане у графа Альмавывы находят не "аргументы", а "Аргументы и факты", а у Дона Базилио подозревают "начало СПИДа"! Но зато в "Кофейной кантате" Баха ("Геликон-опера") Вы отведаете великолепный кофе, сваренный при вас же исполнителями кантаты, а на "Летучей мыши" в том же "Геликоне" Вас непременно обнесут шампанским и хорошей водкой, ибо Вы попали не куда-нибудь, а непосредственно на бал к князю Орловскому, где и происходят основные события этой "оперы-оперетты"! Все это в один прекрасный день надоумило меня набрать слово "opera" в поисковых окошках на www.rambler.ru и на всезнающей "Yahoo!". Пока обе системы, каждая в своем окне, перетряхивали свои могучие каталоги, в голове возникла ассоциация из рекламного ролика "Мультимедийные мониторы САМСУНГ", где томная барышня, роняя крупную слезу, слушает фрагмент Вердиевской "Травиаты", которую ей якобы транслируют по ИНТЕРНЕТУ. Первым очнулся наш Rambler, выплюнув на экран длиннющий список сайтов, добрая половина которых, судя по всему, имеет к опере весьма отдаленное отношение или же не имеет его вообще. Зато первый десяток пунктов из этого списка нес в себе много весьма разнообразных сентенций. Их можно условно разделить на три вида: "афишные", "провинциальные" и "столичные". С "афишными" все ясно - электронная пародия на газету "Досуг в ***" (вставьте название любимого города). "Провинциальные" высказывания отличаются лояльностью и восторженностью. Например: "15 марта 1996 года в городском театре оперы и балета состоится премьера оперы Моцарта "Мнимая садовница"... или "На прошлой неделе в нашем городе с успехом прошла "Пиковая дама" Чайковского с великолепным дирижером, прекрасными солистами и красивейшими декорациями" . Так и хочется взмахнуть руками и добавить: "Вот такой вышины, вот такой ширины!". А вот интервью с провинциальной оперной дивой, где она сообщает о том, что: "несмотря на всякие бытовые неурядицы, голос у меня всегда сексуально окрашен" . Вот так! Поняли? Иногда встречаются фотографии оперных театров, красиво подписанные: "Государственный Театр оперы и балета". Украинские сайты в таких случаях сообщают, что это ни что иное, как "Державна Опера" (сокращенно, наверное, "Держопера"), намекая на то, что именно это искусство принадлежит народу и управляется исключительно государством. Столичные высказывания наоборот, полны самой суровой и беспощадной критики. Да и названия у них подстать мистическим триллерам конца 80-х. Представьте себе заголовок "Ритуал медленного умирания" на одном из московских сайтов. Нет-нет, при более близком рассмотрении это оказалось не описанием древнего китайского культа "Ан Ци" о медленном погружении живого человека в кипящее масло, а всего лишь пространным рассуждением некоего Вадима Журавлева о том, как "Владимир Васильев поставил в Большом театре "Травиату Верди" . Повествования такого рода часто изобилуют выражениями, которые, наверное, должны порождать в читающем любовь к опере: "Противопоставление двух универсумов становится основной темой сентиментального мартиролога" . А иногда интерес почтеннейшей публики подогревается еще и подробностями из "технологии жанра": о ладах, секвенциях, модуляциях или о том, кто, когда и почему не взял верхнее ДО, почему вовремя не вступили деревянные духовые, а хор, как водится, не снял... Все это создает непринужденную атмосферу общения с общим рефреном: "Ну мы-то с вами знаем...". Ну ладно, а что там у нас во втором окне? "Yahoo!" постаралась на славу и большинство из выданного действительно так или иначе связано с оперой. Даже несмотря на обилие сайтов с заголовками типа "Tour Operators", "Soap Operas" или то, что именем "OPERA" была названа недоразвитая интернетовская смотрилка, которую предлагалось "Download" с гарниром "Free". Не скрою, ради любопытства я ее скачал и лишний раз пришел к выводу, что велосипед тоже надо изобретать с умом. С явным преимуществом в списке лидирует настоящий оперный монстр, компания "Metropolitan Opera" с кучей своих собственных официальных сайтов. Наверное, самоутверждаются так. На www.metguild.org/links.htm они поместили внушительный список практически всех оперных компаний, представленных в ИНТЕРНЕТЕ. Если верить этой подборке, то в России оперы нет и вообще никогда не было. И чем только руководство "Большого" занято? С чувством глубокого сожаления мне пришлось закатать губы: все эти компании предоставляют на своих сайтах отнюдь не интернет-трансляции со спектаклей, а достаточно однотипные вариации на темы текущего сезона. Как то: общий репертуар, сезонная афиша, расценки, бронирование билетов, история и архив с кратким описанием особо удавшихся спектаклей, фотографиями местных и заезжих знаменитостей и т.п. Ну ладно, почему бы и не пройтись виртуально по любопытному маршруту? Первым идет Arizona Opera. Вообще говоря, создается впечатление, что в США на один квадратный километр приходится чуть ли не по нескольку оперных театров. В одном NY их около десятка. Щелкаем мышью и... ай-ай-ай... какой облом - скучный серый фон и сакраментальная "~File not found". По ощущением напоминает отмену спектакля за 10 минут до начала. Не достает только таблички про "Купленные билеты", которые обратно... сами понимаете... И про гардероб, который "ответственности не несет". Ладно, меняем континент. Впереди у нас Arena di Verona. Вообще-то хороший театр. Крупное сооружение под открытым небом - некоторое подобие римского Колизея, только значительно меньшее по размерам и лучше сохранившееся.
С начала века эта площадка использовалась для игры в футбол, но потом резко была перепрофилирована для постановок оперных спектаклей или симфонических концертов. Акустика там действительно что надо, а окружающий природно-урбанистический ландшафт - неплохое дополнение к декорациям: например в "Турандоте", который обычно ставится летние ночи, буквально мистическим воздействием обладает знаменитый хор, обращенный к луне. Мурашки по коже!
Хорошо на этой площадке слушаются "Аида" Верди и Requiem Моцарта. Правда, помнится года два назад, когда хор рявкнул "Dies Irae", первые три ряда от неожиданности нервно вздрогнули, а на остальных публика захихикала. Не доходит, видать, классика до "порхатых европеев".
Barcelona Opera House. Сразу захотелось замереть от восторга. А как же? Ведь именно в этом страстном городе состоялся проект "Барселона", где Монсеррат Кабаллье, нещадно ломая границы жанра, соединилась в певческом экстазе с Фредди Мекьюри и группой "Queen". Только вот сайтик можно было поинтересней сделать. Все ж, как-никак, опера, а не коррида. Зато в Bayreuth Festival попытались создать царство Вагнера в интерактивном режиме.
Правда, силами примитивного дизайна и на немецком языке... Кто на нем понимает, тот, несомненно, получит некоторое удовольствие хотя бы от подлинных текстов фрагментов опер "Парсифаль" и "Тангейзер". Лично я со своим неплохим итальянским, но зачаточным английским, чувствовал себя "чужим на празднике жизни": заманчиво, но "nicht verstehen". К великому моему на то сожалению. Тыкаю наугад. Попадаю в Bologna, Teatro Communale. Ну что сказать. Хороший театр (приходилось слушать там "Севильского цирюльника"), хороший сайт. Посетите и то и другое - не пожалеете.
В Calgary Opera увы, только сезонное расписание с краткой информацией о предстоящих спектаклях. Репертуар стандартен до безобразия, боюсь, что уровень исполнения тоже. Не поеду. У Chile, Teatro Municipal, судя по фотографии, здание выглядит повнушительнее нашего Большого.
Весь текст, к сожалению, на испанском, но и без перевода видно, что ничего выдающегося в репертуаре нет. По крайней мере при посещении этого сайта тоже не возникает желания посетить сам театр. А что там у наших соседей в Finnish National Opera? Ну что же, в плане оформления очень недурственно, хоть и без фотографий самого театра. Во всяком случае в цветовом решении отсутствуют вызывающие ядовитые оттенки, как, например, в Teatro La Fenice - все очень лаконично и приятно для глаз. В репертуаре особенно выделяется наш "Борис Годунов" (после последних президентских выборов это вообще актуальная тема).
У меня возникло подозрение, что исполняется он на местном диалекте. Хотелось бы послушать. Впрочем, вряд ли это будет такое же сильное впечатление, как "Трубадур" Верди на украинском в Киевском театре оперы и балета им. Шевченко (может кто-нибудь, наконец, расскажет мне, какое именно отношение Тарас Григорьевич имел к опере или к балету?): при сносном уровне исполнения хорошо известные арии и хоры приобретали характерный оттенок "Запорожца за Дунаем" - лаконичные вердикты графской стражи "Це правда! Вона хлопчiка зховала!", грозные приказы графа Ди Луна: "Кажи мнi усю правду, куды ты заразь шла?", стенания прекрасной Леоноры: "Це шо, шо чую я, вiн вже мiне нi кохает!" и выкрики Азучены: "Геть! Сгiнь!!" превращают это драматичное произведение в стёб. Помнится, в 89-м, когда я сподобился послушать в Киеве местного "Трубадура", публика в основном подобралась русскоязычная - ржачка в зрительном зале утихала только в антрактах. Это при том, что во всем мире хорошим тоном считается слушать оперу на языке оригинала, а не на диалекте аборигенов. Порочная практика "идеологического перевода" возникла только в блаженной памяти Советском Союзе. Не щадили ничего и никого. Даже знаменитый хор из вердиевского "Набукко" "Va pensiero sull'ali dorate" (в оригинале - несколько адаптированный 137-й псалом "Плач по разрушенному Иерусалиму") превратили в патриотическую "Ты прекрасна, о родина наша!", что на слух воспринимается не иначе как "уродина наша" и всегда вызывало саркастические ухмылки, как у слушателей, так и у исполнителей. Ну, едем дальше: Los Angeles Music Center Opera. Не густо. Из ценной информации только афиша с помпезными анонсами и явно завышенными расценками на билеты (ну хоть убейте меня - не стоит 75 баксов место в 3-й ложе бенуара на "Женитьбу Фигаро"! тем более что не ожидаются ни Мосеррат Кабаллье, ни Пласидо Доминго, ни Лючано Паваротти, на худой конец). Для оперного сайта, по меньшей мере, скучно. В архиве из постановок прошлого особенно выделяются "Манон Леско" Пуччини и сомнамбулическая "Лакме" Делиба. Teatro Lirico Fiorentino. Флоренция - хороший город. Его и Чайковский любил. Вот только занесло его, бедолагу, как-то на "Аиду" в местном оперном. На следующий день в дневнике Петра Ильича появилась запись: "Дирижер - подлец! Подлый хор! Аида - стерва! Сбежал со второго действия" . No comments... Opera Colorado, к сожалению, не предлагает ничего выдающегося, включая репертуар. Однако привлекательным является приглашение Stephanie Pearce - пассатижного вида тётеньки с совершенно необыкновенным обволакивающим тембром, приятным как в драматических ариях, так и в томных любовных дуэтах. Дизайн на уровне второсортного турагенства, но с ярким оттенком претензии, можно лицезреть в Opera Pacific. Но, будем справедливы - судя по архиву, каждый год у них готовится новая премьера, а то и не одна. Завидная продуктивность! Если не врут, конечно... Насыщенный репертуар San Francisco Opera включает нашего "Князя Игоря" на русском языке с русским же дирижером А. Анисимовым и неподражаемым Паатой Бурчуладзе в роли хана Кончака. Браво! В голове невольно закрутился сладенький мотивчик из "Половецких плясок". Теперь до завтра не вытравить... На austria-info.at/kultur/ws-wv/ можно посмотреть по видео фрагменты ежегодного "Ball all'Opera". Действительно роскошное мероприятие, правда, по костюмам и выражениям лиц весьма напоминающее телесериал "Династия". Teatro alla Scala. Друзья мои, вот с этого места - серьезно.
Здесь каждый найдет то, что он ищет: от возможности онлайнового заказа билетов на ближайшую премьеру и фотографий звезд оперы до копий фрагментов партитур и аудио/видео-записей мастеров оперной сцены. Огромный материал как для любителей оперы, так и для ее исследователей. Видео-сюжеты, правда, слишком долго качаются - короткий фрагмент из труднопроизносимого "Навуходоносора" шел до меня 3 часа при линии на 38800. Очень интересна фотогаллерея этого сайта - настоящая миниэкскурсия по театру, овеянному легендами: вот фойе-музей с уникальными экспонатами
(например, простенькое пианино, на котором Верди брал первые уроки музыки)
вот зал,
а вот так выглядит La Scala за кулисами. А вот это то, что видят солисты, поднимая глаза к небу. Хотя, это довольно прозаично - пучки балок и тросов верхней машинерии. Но сфотографировано мастерски - ничего не скажешь!
Пожалуй, именно этому WEB-сайту из мира оперы я отдал бы первое место по всем показателям сразу: по стилю, по дизайну, по информативности и... по любви к посетителям. А ведь это важно не только в опере. Правда? ;) Home page www.tarakanov.net |