MILANO Вечером приехал Люка и простодушно заявил: "Тебе тут развлечения, а мне - доклад писать!". Ничего не поделаешь, выходные закончились и надо возвращаться в Милан. Впереди еще куча работы. Сузанна и Сильвия клятвенно пообещали непременно забрать меня к себе на следующие выходные. [...] Все, basta! Оставляю Люку наедине с мыслями и компьютерами и иду в город. Один. Время около 10 утра - все на работе и народу на улицах не очень много. Можно спокойно по ним побродить, подумать, полюбоваться своеобразной архитектурой этого замечательного города Можно также заглянуть в небольшую пиццерию "Vivaldi", поздороваться с хозяином, заказать самую лучшую пиццу "Quattro Stagioni" ("Времена года") и уютненько умять ее под бокал красного вина и сладкие созвучия одноименного произведения для струнного оркестра. Эту запись крутят здесь постоянно. "Quattro Stagioni" - моя любимая пицца. Существует масса вариантов ее приготовления, но лучше всего ее готовят именно здесь, на via Armellini. Допив последний глоток вина из пузатого бокала, я почувствовал легкий приступ смелости и попросил у хозяина рецепт. Всегда радушный и улыбчивый он вдруг посмотрел на меня подозрительно. Но тут вышла его жена - веселая толстая итальянка Мария и, вытирая пальцы о фартук, сказала: "Andiamo, ti faro vedere come si fa!" - "Идем, я покажу Тебе как это делается!". Затем взяла меня за руку и повела в святая святых - на кухню с настоящей дровяной (!) печкой. У меня на глазах она начала сооружать пиццу, объясняя каждое свое действие. Начала она с теста. Попробую процитировать по памяти что и как она говорила. Жаль, что не получится передать характер ее речи и особый изыск некоторых слов с легкой примесью неаполитанского диалекта - Мария родом из маленькой деревни возле Неаполя и с таким явлением, как пицца, ее жизнь всегда была связана очень тесно. Итак:
15 минут были адовой мукой, т.к. после такого "практикума" есть захотелось безумно, несмотря на только что умятую такую же "Времена года". Что было дальше и так понятно. Потом можно пойти посмотреть Duomo - кафедральный собор. В это время он практически безлюден, слабо освещен, и по этому выглядит совершенно по-иному. Смутные очертания готических сводов вздымаются высоко вверх и теряются в сероватой полутьме. Четыре ряда широких колонн образуют иллюзию коридора, который резко устремляется вперед и разбивается где-то вдалеке тысячами мозаичных осколков витража огромной пятиугольной апсиды. Перед апсидой - необъятных размеров алтарь, под которым помещается подземная церковь и крипта. Справа и слева от алтаря - два мощных органа, украшенных мрамором, малахитом и резьбой по дереву. Тут уж поиграть не дадут. Не больно-то и хотелось... Собор настолько огромен, что одним взглядом его невозможно охватить полностью, даже если встать возле входной двери и подключить воображение - какая-то часть все равно остается вне восприятия. И еще кажется странным, что будучи таким светлым снаружи, он оказывается столь темным внутри - его окна дают очень мало света. Выхожу из собора, еще раз оглядываю его снаружи. Действительно грандиозное сооружение! Рядом с собором - вход в метро.
Станция так и называется - Duomo. Вход оплачивается не глумливого цвета жетоном, как у нас, а билетом, на котором специальным аппаратом отпечатывается время входа. Главное - нужным концом вставить билет. Миланская подземка до предела проста и функциональна. Линий всего три и различаются они не по названию, а по цвету и по номеру. Так и написано: "Переход на линию No 3". На фоне миланских станций наши подземные дворцы типа "Площади революции" кажутся прямым и логичным продолжением мавзолея. Впрочем, в "вечном городе" Риме подземка еще хуже и намного грязнее - тут хоть подметают иногда. На метро можно поехать несколько остановок, затем пешком пройти к церкви Santa Maria delle Grazie, Именно здесь находится фреска "Тайная Вечеря" кисти Леонардо да Винчи. Репродукции этой фрески хорошо известны и стали уже чем-то хрестоматийным - именно здесь Леонардо в полной мере раскрыл свою теорию перспективы. Около этой стены хочется стоять долго. Воистину сказано: "Из подлинника летит энергия мастера". А можно и не заходить никуда. Просто гулять и все. |